Фото: личный архив Александры Моминовой

Фото: личный архив Александры Моминовой

Александра приехала с детьми в Польшу в ночь на 2 марта. Сначала пыталась устроиться в Варшаве:

«У меня было 500 долларов, когда мы выехали, смогла оплатить хостел, но на него ушло 300 долларов, потому что нас четверо. Пристроилась уборщицей в грумерский салон, почти нашла другую работу. Но закончились деньги, и то, что я могла заработать, не покрывало расходов на жизнь».

Остаток средств ушел на билеты на поезд, и женщина с детьми приехала во Вроцлав. Там есть гуманитарное жилье для политических беженцев из Беларуси, и Александре с детьми дали возможность пожить там месяц. За это время она должна была найти работу и новое жилье, но не получилось: нужно было в то же время оформлять документы, искать школу для детей. 

Впрочем, определенную работу она отыскала:

«Нашла организацию, которая проводит музыкальные занятия с украинскими детками из детского дома, скоро смогу их проводить. Встретила белоруску, которая работает органисткой в костеле, хочу с ней сделать совместную программу. Также связалась с [оперным певцом] Ильей Сильчуковым, и он посоветовал пройти прослушивание в Оперный театр во Вроцлаве».

Фото: личный архив Александры Моминовой

Фото: личный архив Александры Моминовой

Белоруска все еще ищет квартиру. Проблема не только в нехватке времени, но и в том, что женщине с тремя детьми не очень хотят сдавать квартиру, тем более пока у нее нет трудового договора. Освободить нынешнюю квартиру Александру попросили в ближайшие дни.

В 2020-м женщина выступала против насилия — участвовала в протестах, подписала петицию работников культуры против издевательств над политзаключенными. 

«Когда началась война в Украине, я еще работала солисткой в филармонии, но уволилась оттуда из-за своих взглядов. Всю весну у нас были концерты «Песни победы», и в марте я написала заявление на увольнение, просто не могла петь.

Меня никто не понял, а я объясняла: у меня комок в горле, когда созваниваюсь со своей подругой в Украине, она сидит в подвале и я слышу, как вокруг нее летят снаряды. Мы с подругой просто вместе плакали в трубку. Украина — одна из самых красивых стран, единственная, куда я могла позволить себе по деньгам свозить детей на море. И когда я видела, как бомбят нашу любимую Затоку, у меня сердце кровью обливалось».

Осенью 2023-го Александру вызвали в милицию, так как на нее было заведено административное дело. У женщины было два аккаунта в инстаграме, и силовики нашли тот, которым она не пользовалась. Среди сотен подписок там остались подписки на «Белсат» и «Зеркало», к ним и были претензии у милиции. И еще до суда в колледж, где женщина работала 21 год, пришла бумага о заведенной административке, из-за которой ее должны были уволить.

Фото: личный архив Александры Моминовой

Фото: личный архив Александры Моминовой

Но на этом все не закончилось:

«Состоялся суд, мне присудили штраф в 15 базовых величин (555 рублей), и через несколько дней меня прямо с работы вызвали в прокуратуру, должна была идти туда с занятий. Там провели разговор — мол, мне доведено до сведения, что если у меня найдут что-то еще, мне будет хуже.

Уже тогда я поняла, что здесь не будет жизни ни мне, ни моим детям. Моя старшая дочь как раз заканчивала 11 классов и должна была поступать, а сейчас на выпускников для этого пишут характеристики, и там все знают [из какой семьи человек]». 

Женщина получила рассрочку на штраф, но оплатила его раньше, чем истек ее срок: продала часть мебели из дома. Александре с детьми быстро выдали польские гуманитарные визы, а 28 февраля ей снова позвонили из прокуратуры — попросили прийти «для выяснения каких-то обстоятельств». Тогда она и решила срочно уезжать. 

«В Беларуси сейчас очень грустно, люди живут в страхе, и я не знаю, как в таких обстоятельствах работать творческим людям. У меня эти годы опускались руки, брала себя за шкирку, чтобы дальше жить ради детей. По всем уголкам людей пугают и прижимают, не дают дышать», — делится певица на прощание.

Поддержать Александру можно здесь.

Читайте также:

На жительницу Бреста завели уголовку за денежные переводы политзаключенным. Это первый подобный случай

«Будешь ездить по миру и рассказывать нам, как живет диаспора». Девушка рассказала, как КГБ склонял ее к сотрудничеству

«Год в полной изоляции». Что происходит с Марией Колесниковой

Клас
7
Панылы сорам
3
Ха-ха
3
Ого
1
Сумна
23
Абуральна
9

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?