Фото: Valery Sharifulin Sputnik Kremlin Pool Photo via AP

Фото: Valery Sharifulin Sputnik Kremlin Pool Photo via AP

Карбалевич отмечает, что для Лукашенко события 2020-го года стали новым отсчетом белорусской истории. Чтобы они не повторились, власти решили провести тотальную перестройку всей системы.

Прежде всего изменения коснулись политического режима, который стал приобретать черты тоталитарного. На взгляд политолога, в стране построено классическое полицейское государство, основным элементом которого являются силовые структуры.

В целом политическая система начала напоминать советскую. Поставлена задача, которая в советские времена формулировалась как формирование «нового человека». Вся система образования, работа идеологической вертикали направлена на воспитание лукашистов.

Оценивая геополитический разворот Беларуси в сторону глобального Юга, политолог подчеркивает, что это не просто смена вектора, а смена ценностей. За образец Лукашенко стремится взять китайскую политическую систему.

Но, на взгляд Карбалевича, в перестройке социальной, общественно-политической системы существуют определенные ограничения.

Лукашенко не может полностью запретить частный сектор, так как понимает, что экономика начнет падать. Политическая преданность кадров оборачивается их невысоким профессионализмом.

Недемократическая политическая система приводит к разрыву связей между обществом и властями, которые перестают понимать, что происходит в общественной среде. Отсутствие доверия населения к государственным институтам государство должно компенсировать жестокими репрессиями.

Естественным ограничителем создания тоталитарной системы являются настроения в обществе.

Политолог отмечает, что классическая тоталитарная система предполагает постоянную политическую и идеологическую мобилизацию общества.

Но на одном страхе мобилизацию не выстроишь, нужно истинное единство власти и народа. А в Беларуси у людей нет доверия к государственным институтам. Кроме того, формированию «нового человека» препятствует отсутствие идеологии.

Карбалевич видит и определенные ограничения в выстраивании тоталитарной системы, связанные с культурой, менталитетом и коллективным бессознательным.

Превращению персоналистского режима в тоталитарный, по мнению политолога, мешает его зависимость от конкретного властителя. Физическая жизнь Лукашенко является естественным ограничителем, так как нет механизма транзита власти.

Настоящий тоталитаризм, напоминает Карбалевич, должен стремиться в вечность. В случае Беларуси неизвестно, сколько еще будет править Лукашенко, чем закончится война в Украине. Ощущение временности, возможности перемен в будущем также является сильным ограничителем формирования зрелого и стабильного тоталитаризма.

Читайте также:

Хитрые чиновники хотели найти синекуру в президиуме ВНС. Но все пошло не так

Карбалевич: Лукашенко мог оказаться в ситуации «хромой утки»

Три провластных круга, два подвластных класса, несколько больших групп… Социолог размышляет над современной структурой белорусского общества и требованиями к различным группам

Клас
34
Панылы сорам
5
Ха-ха
5
Ого
4
Сумна
1
Абуральна
5