Каменный комплекс

Недалеко от самого чистого и красивого заозерского озера находится таинственная круглая площадка, границы которой создают валуны разных размеров. Древний некрополь локализуется возле деревни Заозерье.

Каменный комплекс занимает круглую площадку в тридцать метров в диаметре. Самым большим памятником в нем является массивный каменный крест в рост человека с выемкой в «животе». За ним расположены еще два креста. Большой памятник стоит «лицом» ровно на восток, а его «руки» направлены на север и юг.

Рядом с большим крестом в неопределенном порядке, бессистемно, но полусферой, лежат заглубленные в землю и поросшие мхом, поврежденные природными стихиями и человеческой деятельностью другие каменные кресты. Из-за деформации их непросто отличить от обычных сплюснутых камней.

Самый большой каменный крест также лежал на земле, заросший мхом и папоротником, пока одна из местных школьных учительниц не обратилась в Эсмонское лесничество. Через некоторое время каменный крест уже стоял и удивлял своими размерами краеведов.

Заозерские камни и крест в центре. Любительский эскиз карандашом, сделанный зимой — далеко не все объекты зафиксированы. Фото: из книги Юрия Нестеренко «Маё мястэчка ў часе і прасторы»

Заозерские камни и крест в центре. Любительский эскиз карандашом, сделанный зимой — далеко не все объекты зафиксированы. Фото: из книги Юрия Нестеренко «Маё мястэчка ў часе і прасторы»

Вокруг крестов разбросано много необработанных камней, около четырех-пяти десятков разнообразных валунов. На отдельных камнях высечены двенадцати—, шести— и четырехконечные крестики (характерные для христианских надгробий), на других — стрелка, ветка, треугольники. Два следовика находятся по краям условного входа на комплекс, образуя своеобразные условные ворота. Многие из них имеют эзотерическую форму — полусфера, куб, плита.

«Загадочное» изображение «человечка» на одном из камней скорее всего является стилизованным голгофским крестом. Фото из книги Михаила Карпеченко «Уздоўж стромы»

«Загадочное» изображение «человечка» на одном из камней скорее всего является стилизованным голгофским крестом. Фото из книги Михаила Карпеченко «Уздоўж стромы»

Как загадочная обитель стала белорусским Стоунхенджем

Окрестности деревни Заозерье в Белыничском районе, где находятся каменные кресты и валуны, теперь стали местом краеведческого паломничества. Здесь были и ученые, и журналисты, и учителя — все, кого заинтересовала информация об уникальном месте. И каждый высказывал свою версию относительно появления среди лесной чащи каменного богатыря в рост человека и его меньших каменных братьев.

Долгое время для широкой аудитории загадочная обитель Белыниччины оставалась малоизвестной. Определенную известность каменный комплекс получил после выхода в свет в 2007 году книги местного краеведа и журналиста Михаила Карпеченко «Уздоўж стромы: Таямніцы». В ней автор значительное внимание уделил кресту и камням в лесу возле Заозерья. в ней же впервые возникла теория о связи комплекса с богиней Можаной.

Еще большую известность место получило после выхода краеведческого очерка «Заазерскі «Стоўнхэндж»» в журнале «Маладосць» того же самого Михаила Карпеченко. В нем отмечается, что самый большой крест в рост человека из комплекса каменных памятников имеет целебные свойства:

«Он привлекает внимание сразу — размером, вогнутостью поверхности, специально изготовленными боковыми перекладинами, напоминающими руки, что как бы хотят укутать-обнять пространство перед собой. Человек, прильнув к полусфере креста и закрыв глаза, сразу начинает ощущать свою слитность с ним. Складывается такое впечатление, что крест оттягивает из вас отрицательную энергию, передавая ее на сосну, растущую рядом. Она вся на удивление узловатая, крученная-перекрученная, хотя остальные деревья ровные и статные, без признаков болезни. В моем присутствии, может, с сотню человек становились, прислоняясь спиной, к кресту, и все говорили об ощущении слитности с ним и какой-то успокоенности».

Правда, красивая художественная подача краеведа ничего с реальным признанием сверхъестественных свойств креста местными жителями не имеет. Однако эта выдумка продолжала расти.

В материале Игоря Гречко в «Настаўніцкай газеце» за 2014 год о заозерском комплексе утверждается, что люди приходят и прислоняются к большому кресту, закрывают глаза и просят что-то свое, но чаще всего здоровья:

«Камень словно принимает человеческую боль и через землю передает его деревьям. Обратите внимание на сосны и березы, растущие возле самого камня. Они больны, хотя все остальные близлежащие деревья здоровы. Здесь особое место, ведь земля и валуны будто забирают людские болезни. Кто-то говорит, что здесь сильное энергетическое поле, поэтому людям, которые физически и психически слабы, а также детям лучше сюда не ходить».

Большой крест заозерского комплекса в рост человека. Фото: orda.of.by

Большой крест заозерского комплекса в рост человека. Фото: orda.of.by

В своем очерке Карпеченко отмечает, что камни-следовики сохранились в белорусском фольклоре разными преданиями, но не связывает их с каменным комплексом возле Заозерья. Размышления автора «Заазерскага «Стоўнхэнджа»» в интернет-пространстве стали прямыми свидетельствами о существовании преданий о заозерских камнях и крестах, как на туристическом портале «Планета Беларусь»:

«Множество легенд связано с этим местом. Они говорят о том, что некогда камни были мягкими, как воск, поэтому животное или человек могли оставить такие следы прямо в камне. Некоторые предания, поздние, времен христианства, сводятся к тому, что это следы Христа или Богородицы. Воду, которая стекает во время дождя с валунов, местные жители считают целебной, а сами камни — вещими. Люди верят, что, если припасть к камню с просьбой или горем, камень «услышит и поможет».

Апогеем мифологизации и искаженного представления о каменном комплексе стала статья Оксаны Котович и Янки Крука, которые славятся своими невероятными теориями. Их материал-«реконструкция» вышел в государственной газете «Звязда» в декабре 2015 года — и он вне пределов научности, исследовательского подхода вообще.

Крук и Котович подробно описали обрядовые действия, которые обитатели края якобы выполняли на нем. Согласно их «реконструкции», большой крест является «входным крестом в комплекс», пространство которого представляло собой три кольца, выложенные камнями. Это якобы свидетельствовало о том, что в сакральном обряде принимали участие женщины трех возрастных групп или поколений.

На этом «ссложном сакральном комплексе» Крук и Котович нашли большой сплюснутый камень рожениц, на котором, возможно, в теплое время года могли приниматься роды, камень-лоток для катания на Пасху крашеных яиц и камень для жертвоприношений. Но кроме текста никаких визуальных подтверждений найденных камней не было. Примечательно, что выше упомянутый Михаил Карпеченко в своем краеведческом очерке искренне признается:

«Во время многочисленных опросов старых заозерцев ни один из них не упомянул, чтобы они или их отцы-деды-прадеды обращались за помощью к следовикам. Очевидно,что заозерские следовики не воспринимаются местным населением как место паломничества».

Могло ли быть на самом деле капище Можаны?

Основная теория краеведа Михаила Карпеченко в том, что заозерский комплекс с камнями и крестами являлся некогда капищем богини Морены, которая якобы в здешних краях могла называться Можаной (такое наименование мифологического персонажа сохранилось в польской традиции). Карпеченко расшифровывает двенадцатиконечный крестик, выбитый на некоторых заозерских камнях, как «крест Мары».

Загадочное место белыничский краевед связывает с одиночным курганом и тремя курганными могильниками эпохи Древней Руси с 2, 41 и 110 насыпями, а также городищем раннего железного века. Свидетельством, что возле Заозерья могли в давние времена чествовать богиню Можану, по его мнению, являются названия речки Можа и деревни Можаны. Некоторые краеведы утверждают, что и самый большой крест изначально был идолом, который во времена христианизации края стал обрубленным и приобрел современную форму.

Вид обратной стороны каменного креста. Фото: ingener-orda.of.by

Вид обратной стороны каменного креста. Фото: ingener-orda.of.by

Местная топонимика опровергает выводы о существовании капища богини смерти Мажаны-Морены-Мары. Основным названием является название речки Можа, так как известно, что гидронимика является наиболее старинной среди всех видов топонимов. Родственные гидронимы встречаются в других местах в Верхнем Поднепровье: Мажа (бассейн Припяти), Можанка и Можайка (притоки Березины), Мжа (приток Северного Донца).

Исследователи обычно объясняют их происхождение от балтского слова *mazoja со значением «малый, небольшой». С другой стороны, гидроним можно сравнить с такими словами, как русское мга — «густой, сырой туман, изморось», белорусское імжа — «мелкий дождь»/«туман», литовское migla — «туман», словенское mzi — «течь». Все они восходят к индоевропейской основе *meigh— со значением «туман», «дождь», «становиться темным». А богиня Морана связана с воплощением смерти: ее имя образовалось на основе корня мер-/ мор-.

Название реки Можа и имя богини Мораны/Можаны между собой не связаны. Их соотнесение — лишь пример «народной этимологии»: объяснение происхождения названия на основе внешнего созвучия с каким-либо словом. Местные топонимы намеренно искажали, чтобы подогнать под обоснование версии о сакрально-магическом комплексе: река Можа подается в материалах Карпеченко в форме Можана, а урочище, где пролегает водный объект, якобы называется Можаной, хотя такого наименования местные жители вообще не знают.

Что говорят ученые и как относятся к таинственному месту местные жители

Сами заозерцы связывают это место с похороненными французами во время войны 1812 года, а под большим крестом якобы похоронен некий великий французский военный начальник. По другой версии, на этом месте похоронили шведских солдат и генерала. На могиле, мол, и поставили огромный крест, а на могилах солдат — обычные камни. Местное население не считало это место каким-то сакральным, хотя оно было примечательным в окружающей микротопонимике, так как отражало события «фольклорной истории». Вряд ли люди могли ходить к каменному комплексу молиться, так как ассоциировали его с захоронениями чужаков.

Большой каменный крест в окружении других камней со знаками. Фото: ingener-klepka.livejournal.com

Большой каменный крест в окружении других камней со знаками. Фото: ingener-klepka.livejournal.com

Среди ученых есть разные мнения по поводу назначения и сути заозерского каменного комплекса. Могилевский географ Игорь Шарухо склонен считать круглую площадку с камнями и крестами языческим капищем. По его мнению, камни могли стоять в определенном порядке: для наблюдения за солнцем, луной, звездами, чтобы «вести» календарь. Географ отмечает, что передняя часть большого креста могла быть сколота и изначально, вероятно, напоминала человекоподобного идола.

А вот Игорь Марзалюк утверждает, что заозерский «Стоунхендж» — грунтовое кладбище эпохи Средневековья. Самый большой крест является обычным примером, могильным камнем, своеобразным памятником. Марзалюк считает, что заозерские камни связаны с эпохой христианизации, о чем свидетельствует самый большой вырубленный крест. Приблизительно к такому же выводу пришли в свое время и представители Центра этнокосмологии Кривия, отметив при этом, что никакой системы в расположении камней не прослеживается. Еще Марзалюк допускает, что в заозерском лесу может лежать шляхта, а большой крест может показывать усыпальницу, быть центральным захоронением.

Белорусский археолог Людмила Дучиц вообще считает, что каменный комплекс мог сначала использоваться в дохристианские времена, а после быть могильником в Средневековье:

«Если представить, что некогда камни стояли в определенном порядке, они могли отражать небесные светила с целью ведения календаря. Если исходить из написанных букв на некоторых валунах вокруг богатыря-креста, можно предположить, что камни и крест — грунтовый могильник эпохи Средневековья… Сам крест-богатырь мог означать усыпальницу рода, быть центральной могилой, и там хоронили, скорее всего, шляхту. А можно объединить эти теории. Для примера, камни обработали язычники, а затем их использовали христиане…»

Стоит отметить, что, несмотря на обилие публикаций, никто из исследователей до сих пор не составлял топографический план объекта, не зарисовал расположенные в комплексе каменные скульптуры, не пытался расшифровать надписи и рисунки на камнях и крестах с точки зрения эпиграфики.

На сегодня можно допустить, что начал формироваться определенный культ каменного комплекса среди любителей фольклора и краеведов, а также белорусских неоязычников. Например, в своей книге музыкант и краевед Юрий Нестеренко зафиксировал, что на большом каменном кресте таинственные посетители оставили конфеты и сушки. Иногда также на кресте можно встретить завязанные ленты или платочки, а это значит, что кто-то мог принимать обеты и что-то просить у креста.

Сладости, которые конфиденциально оставили таинственные посетители на кресте. Из книги Юрия Нестеренко «Маё мястэчка ў часе і прасторы»

Сладости, которые конфиденциально оставили таинственные посетители на кресте. Из книги Юрия Нестеренко «Маё мястэчка ў часе і прасторы»

А могилевская группа Pragnavit, играющая ритуальный этнический дарк-эмбиент, сняла клип «Ahvjarnaja kroŭ Stodu Viecznaści» в 2016 году, посвященный заозерскому комплексу, его загадочности и сакральному смыслу символов.

Читайте также:

Кочанова назвала этот город Беларуси туристической Меккой

Повелитель вод и отец Всеслава Чародея. Какими еще бывают белорусские драконы?

Колядный тренд — соломенный паук. Как белорусы возвращаются к традициям и переосмысливают их в настоящем

Клас
14
Панылы сорам
3
Ха-ха
0
Ого
5
Сумна
9
Абуральна
9