Похороны Франтишка Алехновича. Вильнюс, 1944

Похороны Франтишка Алехновича. Вильнюс, 1944

Фигура первой величины

Франтишек Олехнович прожил бурную жизнь, полную событий, эмоций и абсолютных творческих взлетов, вневременного значения… И был забыт. Автор двух десятков пьес, основательного исследования «Беларускі тэатар» и того самого европейского бестселлера «Ў капцюрох ГПУ», о собственном опыте сидельца сталинских Соловков, которые еще никто не называл ГУЛАГом… Был забыт, а точнее, после войны был наглухо запрещен, засекречен, спрятан в тайные архивы, как тогда думали, навсегда. Но все подобные запреты на самом деле временные, и Олехновича снова начали печатать в 1990-е.

Франтишек Олехнович

Франтишек Олехнович

Впечатляет энергетика его письма и его личности. Он буквально продирался через свою долю белорусского (что для многих значило — третьеразрядного) творца, вытаскивая и себя, и театр, и всю нашу культуру на европейскую сцену, преодолевая провинциализм и любительство. А власти — что российские, что польские в Западной Беларуси — насильно возвращали его обратно, дозволяя его театру только любительский статус. И вот, начиная с 1990-х, титан стал разворачиваться во все свое величие. Вернулись на сцену его пьесы, публику просто ошеломило переиздание его «Капцюроў», на Росах в Вильнюсе появился его кенотаф работы выдающегося скульптора Эдуарда Подберезского, появились книги об Олехновиче, телепередачи и фильмы о нем. И эту волну уже было не остановить.

Олехнович стремительно занял свое место в первом ряду национального пантеона. И с новой силой зазвучал вопрос: кто убил классика?

Разгадка близко

Ответ нашелся почти что «на поверхности». Этот источник подсказал мне исследователь из Беларуси, имя которого в целях безопасности я назвать не могу. Факт представлен в литовской советской книге, сборнике документов и материалов «Литовский народ в Великой Отечественной войне (1941—1945)» (Lіetuvos lіaudіs Dіdžіajame Tėvynės kare (1941—1945). Vіlnіus, «Mіntіs», 1982)*. На странице 274 находим документ под номером 311, он приводится в переводе с русского, так как оригинал отправлялся в Москву.

«Из сводки ЛШПД (Литовского штаба партизанского движения) № 7 (25) об уничтожении оккупантов и их пособников.

15 марта 1944 года партизаны сообщили, что в Вильнюсе партизаны убили ответственного редактора издаваемой немцами на белорусском языке газеты «Беларускі голас», Ф. Олехновича».

В сноске уточняется: «Эту акцию провела диверсионная тройка Вильнюсского городского отряда во главе с Я. Симонавичюсом (Петрайтисом)».

В Рудницкой пуще встретились боевые товарищи на базе подпольного Южного обкома Компартии Литвы. Симонавичюс первый слева, в белом плаще

В Рудницкой пуще встретились боевые товарищи на базе подпольного Южного обкома Компартии Литвы. Симонавичюс первый слева, в белом плаще

Партизаны получили награды. Стоит второй слева Н. Карпис, тот самый, который сообщил об убийстве Ф. Олехновича в Москву

Партизаны получили награды. Стоит второй слева Н. Карпис, тот самый, который сообщил об убийстве Ф. Олехновича в Москву

С исполнителями вроде все понятно, но они могли и не знать, кого им приказали убить и за что они его убивают. И нам остается только дорисовать всю картину.

Кто заказал убийство

Литовское советское партизанское движение, как и белорусское, было создано и управлялось из Москвы. Возглавлял центральный штаб всего советского партизанского движения первый секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко, а литовским штабом руководил первый секретарь ЦК КПЛ Антанас Снечкус.

Читайте также:

«Кроме тех двенадцати лет, когда он пил». Вдова Рыгора Бородулина опубликовала необычные воспоминания о нем

В Молодечно закрывают кукольный театр, который ставил «Тутэйшых»?

Вольский: Я там был достаточно экзотической фигурой со своими длинными волосами и белорусским языком. А народ был разный

Клас
10
Панылы сорам
3
Ха-ха
0
Ого
7
Сумна
38
Абуральна
27