Сцена из фильма

Сцена из фильма

Фильм «Меня зовут Арлекино» был снят в 1988 году на киностудии «Беларусьфильм» режиссером Валерием Рыбаревым по мотивам пьесы «Ловушка №46, рост второй» Юрия Щекочихина.

Лента начинается со станции Поречье в Гродненском районе, на границе с Литвой, через которую проходят поезда в курортный Друскининкай. В одной из станционных построек в коммунальной квартире с матерью живет Андрей Савичев, который верховодит молодежной группировкой, немудрено названной «Вагонкой» из-за особенностей местности и рода занятий парней.

Главный герой Андрей неспособен изменить свою жизнь, поэтому решает «важные» проблемы, которые создают такие же потерянные молодые люди. Кадр из фильма

Главный герой Андрей неспособен изменить свою жизнь, поэтому решает «важные» проблемы, которые создают такие же потерянные молодые люди. Кадр из фильма

Парни в свободное время ватагой гоняют на поездах в близкий Гродно, где третируют неформалов и просто сверстников, а также ухаживают за любыми девушками, которые с первого взгляда ничего общего с ними иметь не хотят, но и не боятся их, как другие. Андрей, носящий прозвище «Арлекино», держит своих горячих друзей в узде и решает важные вопросы с другими группировками, с которыми делят город.

Вся молодежь города, кажется, строго сегрегирована между бандитскими и неформальными группировками. «Кто не с нами, тот против нас» становится девизом времени.

Главная забава «вагонки» — доколупаться до не таких, как они. Кадр из фильма

Главная забава «вагонки» — доколупаться до не таких, как они. Кадр из фильма

Но по факту все они — социальные низы, которых не пускают даже в приличный ресторан. Встречи с девушками приходится устраивать в каких-то задрипанных подсобках.

Девушки признаются, что никаких шансов вырваться из той действительности, в которой они находятся, у них нет, все ими пользуются и бросают. Это понимает и сам Андрей.

Ежедневно он возвращается в убожество своей станционной коммуналки. Однажды на станции он видит таких же молодых парней, которых конвоируют в тюрьму — то же самое может случиться с ним и всеми его друзьями.

Молодежь в фильме деморализована и потеряна, не видит возможности вырваться из своей действительности. Кадр из фильма

Молодежь в фильме деморализована и потеряна, не видит возможности вырваться из своей действительности. Кадр из фильма

Будни разбавляет контрабандное американское кино, полное неприкрытой телесности и насилия, дискотеки под западную музыку и насилие. Насилие внезапное и циничное, так как цинично и время. Под речь, заимствующую слова советских идеологов, хулиганы посреди города насильно остригают длинные волосы у парня, никто из прохожих не только не пытается их остановить, но большинство даже одобряет.

В фильм вставлена собственно и часть лекции идеолога, который заученными тезисами объясняет, что через западные культуру и моду в общество проникают и чужие ценности, разрушающие общественные устои.

Андрей с любимой Еленой. Кадр из фильма

Андрей с любимой Еленой. Кадр из фильма

Во время просмотра фильма остается впечатление, что идеолог был прав. Молодежь не только выглядит, как герои американских фильмов, перенимает их манеры и развлечения, но перенимает и поводки киношных бандитов. На самом же деле, проблемы в обществе принесли отнюдь не западные фильмы, их взрастила советская политика.

Сколько существует кинематограф, столько люди снимают кино про бандитов, преступников, криминал и насилие. Но у этой медали две стороны.

«Вагонка» на вечернем выгуле. Кадр из фильма

«Вагонка» на вечернем выгуле. Кадр из фильма

В определенной степени такие произведения должны заместить те острые ощущения опасности, с которыми люди в своей повседневной жизни, к счастью, почти не сталкиваются. Так же как доступная порнография снижает количество половых преступлений, так и кино про бандитов призвано снизить другую преступность.

С другой стороны, этот мир окутан романтическим ореолом. Главные герои от Робина Гуда до Томаса Шелби из «Острых козырьков» не признают власть и строят свои неподконтрольные вольницы, что является весьма притягательным образом для тех, кто устал от контроля и всемогущества государства.

«Вагонка» в качалке. Кадр из фильма

«Вагонка» в качалке. Кадр из фильма

Часть зрителей не только не удовлетворяется кино про криминал как «заменителем» насилия, но вдохновляется им, особенно если произведение сделано талантливо, и подражает ролевым моделям крутых пацанов, которые могут «разрулить» важные вопросы. Так было с российскими фильмами типа «Брат», так было с сериалом «Бригада» о бандитах 1990-х.

Мода на пацанскую эстетику восходит во времена сталинских репрессий, когда в лагеря были сосланы миллионы советских граждан, многие — по надуманным политическим обвинениям, но далеко не все. В 1953 году по амнистии, инициированной Берией после смерти Сталина, на свободу вышли более миллиона граждан. Они начали выстраивать знакомые блатные порядки на свободе.

Вечеринка в какой-то задрипанной подсобке — максимум, на который могут надеяться такие, как Андрей. Кадр из фильма

Вечеринка в какой-то задрипанной подсобке — максимум, на который могут надеяться такие, как Андрей. Кадр из фильма

Демографическая яма в 1960-е годы, вызванная потерями населения во Второй мировой войне, подтолкнула призывать в советскую армию людей с криминальным прошлым. Бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский быт ритуальные унижения и издевательства — дедовщину.

Таким образом эти уголовные порядки расползлись по всей стране Советов. Эта эстетика была притягательна и тем, что была фактически под запретом, а запретный плод, как известно, слаще.

Друзья Андрея насильно остригают длинные волосы у парня посреди города. Прохожие это поддерживают. Кадр из фильма

Друзья Андрея насильно остригают длинные волосы у парня посреди города. Прохожие это поддерживают. Кадр из фильма

Носители этой эстетики оставались всегда, ведь советская пенитенциарная система готовила все новых и новых людей, на собственном опыте познакомившихся с тюремными порядками. 

Оказала свое влияние и усиленная урбанизация, когда люди, приехавшие из деревни, разрывали старые связи и не становились авторитетом для своих детей. Молодые люди должны были самостоятельно заводить новые связи, группируясь с такими же «ненужными» молодыми людьми из спальных городских районов, которые в промышленных масштабах возводило советское государство. При отсутствии нормальных иерархий и социальных лифтов участие в таких группировках позволяло молодым людям подняться хотя бы по символической лестнице.

Конфликт отцов и детей, недоразвитая культурная сфера даже в больших городах, социально-экомические условия жизни, жесткая регламентация в школе и авторитаризм взрослых — все это толкало молодых людей к побегу в свободную жизнь, приобщению к группировкам.

Одна из неформальных тусовок, которую Андрей видит в Троицком предместье. Кадр из фильма

Одна из неформальных тусовок, которую Андрей видит в Троицком предместье. Кадр из фильма

Белорусскость в фильме есть. Она в первую очередь в натурных декорациях Гродно, Минска и станции Поречье, где снимался фильм. Фоном звучит и белорусский язык, обычно, правда, от людей старшего возраста.

Но если немного углубиться, то белорусскость фильма размывается. Хотя фильм создавался на «Беларусьфильме», в белорусских декорациях и по сюжету события происходят там же, где и он и снимался, но все актеры фильма россияне по происхождению — будто не нашлось своих. «Беларусьфильм» тогда, а еще больше сегодня, был просто бесплатной базой для съемок российского кино.

Главный белорусскоязычный персонаж фильма, старый Стась, который живет в какой-то землянке и пишет невразумительные стихи. Стась Пшевлоцкий играет самого себя — поэта-чудака, работающего грузчиком. Создатели фильма отыскали его в Логойске. Он снялся также в эпизодах фильмов «Свидетель» и «Чужая бацькаўшчына», но его жизнь это не изменило.

Поэт-чудак — единственный белорусскоязычный персонаж в белорусской ленте. Кадр из фильма

Поэт-чудак — единственный белорусскоязычный персонаж в белорусской ленте. Кадр из фильма

Маловероятно, что создатели хотели через его личность как-то высмеять белорусскую культуру, но очевидна ее экзотизация, что сегодня принято осуждать.

Сам фильм стал феноменом для белорусского кинематографа — за 15 месяцев демонстрации ленты в кинотеатрах СССР ее посмотрело 41,9 миллиона человек, больше чем любую другую белорусскую ленту. Видимо, значительную часть аудитории составила молодежь, которая хотела увидеть наконец что-то правдивое о самих себе. 

Привлекала и одна из первых нецензурированных сцен сексуального насилия, изрядное количество насилия физического — всего того, что было в американском кино, которое правдами и неправдами просачивалось в Советский Союз, и четко контрастировало с «правильным» отечественным кинематографом. 

С другой стороны, белорусские киноведы не хвалят этот фильм, отмечая, что он получился весьма посредственным и хайповал на проблемах молодежи во времена перестройки, как и целый ряд подобных позднесоветских лент — «Маленькая Вера», «Асса» или «Легко ли быть молодым».

«Меня зовут Арлекино» попал в нерв эпохи, ярко вспыхнул и быстро погас, оставшись произведением своего времени, снятым для современников и о современниках. Сериал же «Слово пацана» рассказывает нам о нас самих через художественную призму недавнего, но уже немного подзабытого прошлого, отыскав сегодня нерв там, где его никто другой до сих пор не видел — и в этом плане он более удачен, талантлив и перспективен, чем самый кассовый белорусский фильм.

@belaruspositive Самы касавы фільм у гісторыі беларускага кінематографа #беларусь #фильм #фильмы #чтопосмотреть #минск #арлекино ♬ оригинальный звук - belaruspositive

Клас
33
Панылы сорам
19
Ха-ха
4
Ого
11
Сумна
5
Абуральна
13

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?