Фото: архив «МАЗ»

Фото: архив «МАЗ»

В прошлом году МАЗ увеличил продажи грузовиков на российском рынке, но вместе с тем их доля на том же рынке сократилась.

По данным Автостата, МАЗ в прошлом году продал в России 6,3 тыс. грузовиков. Почти на 44% больше, чем годом ранее. Статистика выглядит довольно симпатично.

Но, несмотря на впечатляющие проценты роста, продажи белорусских грузовиков в России росли значительно медленнее роста рынка. Всего в прошлом году в России было продано 143,7 тыс. новых грузовиков. И это на 70% больше, чем годом ранее. И на фоне этих 70% сорокопроцентный рост продаж МАЗов уже не выглядит таким солидным.

Соответственно, доля грузовиков МАЗ на российском рынке в прошлом году уменьшилась до 4,4% с 5,2%. Белорусские грузовики в России отодвигают конкуренты. Второе место на российском рынке после КАМАЗ занял китайский Sitrac, увеличивший продажи своих грузовиков в 6,4 раза. На третьем месте также китайская компания SHACMAN с ростом продаж более чем в два раза.

А китайский Foton увеличил продажи своих машин вообще в 43 раза. Если в 2022 году эта компания продала в России только 145 машин, то в 2023 году она почти догнала МАЗ, продав 6,27 тыс. автомобилей. На фоне китайских успехов белорусский рост уже совсем не впечатляет.

К тому же при росте продаж за год более чем на 40% в декабре продажа грузовиков МАЗ в России сократилась на 5,5%. Если в декабре 2022 года МАЗ продал 566 своих грузовиков, то в декабре 2023 уже только 535. При том что рынок продажи грузовиков в России продолжал расти. И за декабрь прошлого года он вырос почти на 20%. На 70% нарастил свои продажи Sitrac, на 10% — SHACMAN, и почти в восемь раз — китайский Foton.

И еще одна маленькая, но от этого не менее важная деталь, заключается в причинах, по которым рынок российских грузовиков показал такой бурный рост. Очевидно, это произошло вследствие военных действий в Украине. Потому что для войны нужны не только танки и самолеты. Нужны еще грузовики, чтобы перевозить военные грузы.

Соответственно, большая часть прироста пришлась, вероятно, на государственный оборонный заказ. Сферу, в которой белорусские власти всегда себя чувствовали как рыба в воде. То есть китайцы отодвигают белорусских производителей даже там, где политические соображения, личные связи и умение договориться всегда преобладали над рыночными соображениями.

Клас
10
Панылы сорам
10
Ха-ха
30
Ого
4
Сумна
6
Абуральна
5