Здесь описаны те гипотетические сценарии, которые приводят к изменениям. Они приводятся в стратегии перехода к Новой Беларуси, подготовленной демсилами.

Сценарий 1. Перемены как результат переговоров

Россия ослабла из-за войны и уже не может в прежнем объеме поддерживать (экономически и политически) Беларусь. В Беларуси ухудшается социально-экономическое положение в результате санкций и последствий соучастия в войне с Украиной. Представители белорусской номенклатуры пытаются вступить в переговоры со странами Запада и демократическими силами для снятия санкций и возобновления отношений, поскольку ресурсов для поддержания режима и решения возникших проблем у них недостаточно, а угроза их личной безопасности слишком велика.

В результате общих договоренностей начинает работать общенациональный круглый стол — чтобы урегулировать политический кризис. Формируется правительство переходного периода, в который вошли как представители номенклатуры, так и представители демократических сил. Переговоры проходят не без конфликтов.

По итогам согласовывают, как будут освобождать политзаключенных, проводить конституционную реформу, выборы, снимать санкции. Даются гарантии безопасности для сторон-переговорщиков и гарантии выполнения договоренностей.

Сценарий 2. Перемены под внутренним давлением общества

В России меняется власть после поражения в войне с Украиной. Россия истощена войной, санкциями и ей не до Беларуси. У Лукашенко больше нет такой политической и финансовой поддержки со стороны России, как раньше.

Фото: Contributor Getty Images

Фото: Contributor Getty Images

В Беларуси резко ухудшается социально-экономическое положение в результате санкций и снижения рынка сбыта для белорусских товаров в России. При этом номенклатура и силовики начинают понимать, что у Лукашенко больше нет внешней поддержки, а Россия занята внутренними делами и не имеет сил поддерживать сторонников «русского мира» в Беларуси.

В Беларуси начинается забастовка одного из крупных предприятий по экономическим причинам. К забастовке присоединяются другие предприятия. В страну возвращается часть добровольцев, получивших военный опыт в Украине. Проходят акции протеста. Начинаются силовые столкновения с внутренними войсками. Армия держит нейтралитет. Происходит раскол в силовых структурах.

Протестующие захватывают администрацию Лукашенко и другие объекты критической инфраструктуры. Лукашенко или арестован, или убегает из страны.

Создано правительство переходного периода, подконтрольное представителям демократических сил.

При необходимости демократические силы привлекают к работе в правительстве или с правительством ряд лиц, ранее работавших в сфере государственной власти и управления. Правительство переходного периода освобождает политзаключенных, проводит новые выборы и конституционную реформу под наблюдением БДИПЧ ОБСЕ, которые признаются международным сообществом.

Сценарий 3. Постепенная трансформация режима

По какой-либо причине (смерть, тяжелая болезнь, неучастие в очередных президентских выборах и так далее) Лукашенко отдает власть.

Основным здесь является то, что прекращение исполнения обязанностей происходит не под давлением внешних факторов.

Россия ослабла из-за войны и уже не может использовать весь спектр инструментов воздействия на Беларусь.

Президентом становится человек из номенклатурной среды. Он не имеет негативного багажа преступлений, совершенных Лукашенко. Однако он наследует страну, находящуюся под санкционным давлением, с перекосами в экономике, множеством социальных проблем. Новый президент хочет нормализовать отношения с Западом, снять санкции и восстановить торговые отношения с ЕС и Украиной, и поэтому начинает процесс деэскалации.

Появляются партии, подконтрольные различным группам исполнительной вертикали и бизнеса, у которых появляются свои претензии на власть. Новый президент прекращает репрессии, частично освобождает политзаключенных и соглашается на перераспределение полномочий между президентом и парламентом, а также на предоставление больших полномочий местным органам власти. Это приводит к частичному снятию санкций.

Вносятся изменения в Конституцию 2022 года. Демократические силы адвокатируют свои предложения по внесению изменений в Конституцию. По новой Конституции ликвидируется Всебелорусское народное собрание (или превращается в конституционное собрание, которое созывается только для целей изменения Конституции). Согласно измененной Конституции страна становится со смешанной формой правления. Проводятся выборы по новой Конституции, в которых также участвуют кандидаты от демократических сил и которые признаются международным сообществом.

Сценарий 4. Перемены под внешним давлением

Степень соучастия Беларуси в российской агрессии из-за авторитарного режима возрастает вплоть до того, что белорусская армия непосредственно вступает в войну с Украиной на стороне России, войдя на территорию Украины. С этого момента на Беларусь распространяются все санкции, уже введенные против России.

Территория Беларуси попадает под военные атаки со стороны Украины. Одновременно с этим при контрнаступлении с юга территории Украины в Беларусь входят украинские войска с подразделениями белорусских добровольцев в авангарде.

Преимущество в боевом опыте и вооружениях обеспечивает быстрое продвижение войск вглубь страны. В результате происходит фактический захват власти боевым путем, арест Лукашенко, силовое отстранение от власти всего правящего верха, переход в режим временного правительства с военными во главе под международным контролем.

Мирный договор по окончании войны, закончившийся победой Украины, включает репарации от Беларуси, новую систему региональной безопасности и предусматривает проведение выборов органов власти и конституционную реформу в Беларуси под контролем международных организаций, гарантов новой региональной безопасности.

Какие из сценариев наиболее вероятны?

Советник Тихановской Александр Добровольский замечает, что сейчас ситуация военная, поэтому на этот вопрос трудно ответить. По его мнению, наиболее вероятный сценарий — поглощение Беларуси Россией или затягивание изменений, но они не приводят к изменениям, поэтому не описываются в стратегии.

Лучший сценарий — переговоры, чтобы был консенсус в обществе и мы двигались дальше. Но для него нет желания со стороны властей вести диалог.

Добровольский добавляет, что введение Конституции, принятой в 2022-м, (то же образование Всебелорусского народного собрания) может привести к нестабильности и неустойчивости режима.

На замечание, что теперь вступление белорусской армии в войну выглядит маловероятным, советник Тихановской и представитель Объединенного переходного кабинета Валерий Ковалевский отмечает, что такой сценарий не исключал бы. Ведь по-прежнему проводятся белорусско-российские учения, на территории нашей страны находится около 2 тысяч военнослужащих. Плюс в случае, если случатся радикальные изменения на фронте, это тоже может повлиять.

Читайте также:

Что будет с ГУБОПиКом, белорусским языком и когда выборы? Демсилы озвучили план действий после смены власти

Клас
25
Панылы сорам
20
Ха-ха
13
Ого
6
Сумна
8
Абуральна
14