Эксперты представили несколько исследований под общим названием «Белорусская культура: состояние и потребности акторов, перспективы реформирования».

Кандидат культурологии, редактор «Белорусского ежегодника» Вадим Можейко по итогам работы отмечает такие проблемы белорусской культуры:

  • замещение российским культурным продуктом — российские книжки и артисты, чесы российских второсортных звезд, которые начинают заменять в регионах белорусских певцов;
  • обострение хронических проблем и общая деградация;
  • нехватка кадров, а у существующих — нехватка опыта и образования, иногда опыт насчитывает только месяцы, новые люди не задерживаются на должностях в культуре;
  • власть системно не считает это проблемой.

Можейко обращает внимание, что у белорусской власти будто нет рвения даже на средние реформы в культурной сфере, она не знает, ради чего это делать. Чтобы стало лучше? Власть, считает Можейко, прогресс вряд ли волнует, они считают, что и сейчас все хорошо.

Он замечает еще одну проблему сегодняшней белорусской культуры: «Ставится знак равенства между сферой культуры и государственными учреждениями сферы культуры. На то, что происходит в независимом культурном секторе, государство смотрит с закрытыми глазами, по этим учреждениям даже не собирается статистика».

Директор «ЕвроБеларуси» и консультант Белорусской Рады культуры Татьяна Пошевалова рассказала о ключевых субъектах белорусской независимой культуры. Она анализировала путь культуры с событий 2020-го до настоящего времени и подчеркнула, что за этот сложный период культура имеет не только потери (что очевидно), но и достижения. 

К последним Пошевалова относит творческий подъем 2020-го и солидаризацию культурных деятелей того времени, которая до сих пор сохранила определенную актуальность. Все это способствовало повышению статуса и роли белорусской культуры за рубежом и внутри страны. С другой стороны, из-за репрессий независимая культура внутри Беларуси во многом была выведена из легального поля, то есть оказалась вне закона. Сфера подверглась оттоку кадров, безработице и эмиграции. Развитие белорусской культуры сегодня во многом возможно только за рубежом, она превращается в трансграничную. 

Татьяна отметила еще одно достижение — то, что в 2020-м общество присвоило себе определенные доминанты белорусской независимой культуры. Пример — бело-красно-белый флаг.

Но, по словам Пошеваловой, независимым культурным деятелям еще и многого не хватает. В частности, в ходе указанного исследования они говорили о необходимости создать организацию, которая бы создала и поддерживала сеть распространения белорусских книг. Среди других пожеланий было учреждение специализированных культурных медиа, создание промо-групп и продюсерских центров для белорусских исполнителей, в том числе молодых, и т.д. Но главное — площадки, где деятели культуры могли бы представлять себя и свои проекты, находить партнеров, фонды и доноров.

Менеджер проектов Белорусской рады культуры Екатерина Романчик добавила, что белорусской культуре не хватает адаптированных образовательных программ, ориентированных на специфику искусства, культуры и управления в этой сфере. Также, говорит Романчик, практически не представлены программы неформального образования, направленные на белорусских культурных менеджеров и культурных или арт-активистов.

Белорусские календари на 2024 год: фантастический выбор как внутри Беларуси, так и за рубежом

Светлана Курс: Пока лев или лошадь живы, их будут лупить со всех сторон

Латушко: Когда был министром культуры, хотел снять фильм «Колосья под серпом твоим». Идею отверг Макей

Клас
3
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
2

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?