Фото: социальные сети

Фото: социальные сети

После резкого роста безработицы в 2020 году на фоне пандемии его уровень во всем богатом мире быстро снизился до предпандемического минимума. Большинство развитых стран в короткие сроки вернуло свой ВВП к бывшим показателям. И все же более чем через два года после локдаунов во многих странах, по крайней мере, одна вещь, которую принес с собой Covid-19, продолжается: потребительские привычки во всем богатом мире решительно изменились и, возможно, навсегда. Издание The Economist называет это «эпохой отшельников».

До ковида доля потребительских расходов на услуги неуклонно росла. По мере того как общество богатело, люди стремились к большей роскоши, лучшему здравоохранению и финансовому планированию. Затем в 2020 году расходы на услуги — от проживания в гостиницах до стрижки волос — обвалились. Вместе с увеличением времени, которое люди проводят дома, подскочил и спрос на товары для дома, например, на компьютерное оборудование и велотренажеры.

Сфера услуг переживает не лучшие времена

Через три года доля затрат на услуги остается ниже доковидного уровня. Жители богатых стран за год тратят на услуги примерно на 600 миллиардов долларов меньше, чем ожидалось в 2019 году. В частности, люди менее заинтересованы в досуге, проводимом вне дома, включая сферы гостеприимства и отдыха. В то же время люди начали больше тратить на товары и продукты: мебель, холодильники, еду и алкоголь.

В странах, которые провели меньше времени в карантине (или, как Беларусь, не имели локдаунов вообще), привычки отшельников не укоренились. Однако в других местах все поменялось радикально. В Японии, например, количество бронирований в ресторанах сократилось на 50%.

В Америке занятость в сфере гостеприимства остается ниже, чем в 2019 году. Много новых отелей и ресторанов, которые открылись бы в 2020 и 2021 годах, так и не открылись. Количество отелей в Британии (около 10 000) не растет с 2019 года.

Фирмы замечают сдвиг на 600 миллиардов долларов. Недавно глава Darden Restaurants, управляющий одной из популярнейших сетей ресторанов Америки Olive Garden, отметил, что по сравнению с доковидным периодом посещаемость их заведений составляет около 80%. В то же время выручка Home Depot, продающего устройства и товары для благоустройства домов, выросла примерно на 15% по сравнению с 2019 годом в реальном выражении. Банк Goldman Sachs отслеживает курсы акций компаний, которые получают выгоду, когда люди остаются дома (например, фирмы электронной коммерции), и тех, которые процветают, когда люди находятся вне дома (например, авиакомпании). И даже сегодня рынок благосклонно смотрит на фирмы, деятельность которых направлена на домоседов.

Люди стали больше спать и часть дней работать из дома

Почему тренды поведения отшельников сохранились? Первая возможная причина в том, что некоторые уязвимые люди по-прежнему боятся заразиться ковидом или еще чем-то. В Британии использование автомобилей соответствует допандемическим нормам, но в то же время использование общественного транспорта значительно снизилось. Люди также, кажется, менее заинтересованы в личных услугах, которые требуют близкого контакта с клиентом. Так, в Америке расходы на парикмахерские и личный уход на 20% ниже доковидной тенденции, в то время как расходы на косметику, парфюмерию и средства для ногтей выросли на четверть.

Вторая причина связана с моделями работы. Во всем богатом мире люди сейчас работают около одного дня в неделю дома, согласно данным King's College London. Это снижает спрос на некоторые услуги (например, доставку офисных обедов) и повышает спрос на другие товары, с которыми требуется что-то делать самостоятельно. Например, итальянцы в прошлом году потратили на 34% больше на посуду и домашнюю утварь, чем в 2019 году.

Третья причина касается ценностей. Ковид, возможно, сделал людей действительно более похожими на отшельников или одиночек. По официальным данным из США, в прошлом году люди там спали ежедневно на 11 минут больше, чем в 2019 году. Они также тратили меньше на клубы, где требуется членство, и другие общественные мероприятия; при этом больше тратили на одиночные занятия: например, на садоводство и домашних животных. Кажется, что наибольшим последствием ковида стало то, что люди стали больше сидеть дома и работать из дома. И поняли, что многое, на что они тратили деньги раньше, не очень им и нужно.

Читайте также:

Вновь резко увеличилась заболеваемость COVID-19

Эта отрасль за следующие десять лет наполовину увеличит свой вклад в мировую экономику. Что за она?

Насколько реалистичен прогноз развития экономики на следующий год

Клас
6
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
1
Сумна
1
Абуральна
4