Как выглядят дневники художника Язепа Дроздовича, его астрономический трактат «Нябесныя бегі» и много других раритетов, можно увидеть на выставке «Самародак зямлі беларускай», организованной в читальном зале редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук, пишет газета «Звязда».

Выставка посвящена 135-летию со дня рождения этой легендарной, разносторонней личности, которую сравнивают с Леонардо да Винчи. Есть возможность впервые увидеть некоторые артефакты из фонда Язепа Дроздовича, например, нарисованный им портрет его матери — интересно, что облик напоминает сатурнян из картин художника, посвященных жизни на других планетах.

В экспозиции — много документов из рукописного архива Дроздовича, который в 1960-х был приобретен у его сестры. Среди прочего можно увидеть постановление Минского дворянского депутатского собрания о признании дворянского достоинства рода Дроздовичей, свидетельство о рождении, автобиографии, генеалогическую таблицу рода Дроздовичей, составленную художником. Или вот трогательный документ — посланное в музей Янки Купалы предложение художника приобрести коллекцию его картин «на тему Георгий (Юрий) Франциск Скорина в 5-ти картинах». Картины, насколько известно, куплены не были.

Раскрыта и писательская ипостась Дроздовича. Можно увидеть рукописи романа «Гарадольская пушча», поэмы «Трызна мінуўшчыны», 2-й части повести «Вар’ят без вар’яцтва», черновики стихотворений. Вот, например, осенью 1936 года Дроздович записывает:

«Я художнік мастак бедакоў,
Я працоўнага люду мастак,
Я не знаю паноў ні панкоў,
Па прыродзе сваёй я прастак».

Литературные и публицистические произведения Дроздовича —т источник необычных словечек и выражений. Вот, например, заголовок для очередного трактата: «Характэрызацыя дарэчнасці і адрэчнасці людзей». Недаром он был фольклористом и этнографом. Среди экспонатов — тетради с записями народных песен, пословиц, поговорок Пинщины и Дисенщины, лексические материалы к словарю «Беларуска-расейскай тэрміналогіі па анатоміі і фізіялогіі цела чалавека». Можно увидеть синюю коробку, сделанную Дроздовичем специально для складывания карточек со словами.

«Космический», и одновременно белорусоцентрический масштаб мышления художника ощущается во всем, вот, например, тетрадь «Дзе мы і хто мы». Бяседы аб утварэнні свету. Небазнаўства. 1937 г.». Тетрадь украшена автопортретом Дроздовича в профиль, на фоне черного круга, который похож или на планету, или на иллюминатор космического корабля. Автор размышляет о жизни на Луне и Марсе, об общении с марсианами, о планете Сатурн, описывает, как будут выглядеть полеты на Луну (почему-то он видел астронавтов будущего в черных куртках, серых брюках и черных беретах).

Необычное впечатление оставляют и страницы дневников Дроздовича, на которых он описывает свои «сомнамбулические путешествия» по другим планетам в сопровождении рисунков. Свои работы типа «Происхождение самовертящихся планет» Дроздович отсылал в Академию наук, но их почти не читали, считая за дилетантство. Таким образом также образовалась часть фонда Дроздовича, до сих пор малоизученная.

В экспозиции много рисунков. Например, знаменитый автопортрет Язепа Дроздовича, на котором он изобразил себя «человеком эры белорусского джентльменства»: утонченный белый костюм, трость, подтянутая поза… Таким его тоже запомнили современники. Есть богатое эпистолярное наследие, в разделе «Слова пра Я. Драздовіча» представлены материалы, посвященные жизни и творческой деятельности художника. 

Читайте также:

В Национальном художественном работает выставка, посвященная Дроздовичу

В Вильнюсе на чердаке дома, где жил Бронислав Тарашкевич и были офисы белорусских организаций в 1920-е, нашли интересные архивные бумаги

В Глубоком появился мурал по мотивам работы Язепа Дроздовича

Свитер принцессы Дианы с черной овцой продали за миллион долларов

Клас
5
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
2
Сумна
0
Абуральна
0